Выбирая продукты в магазине, покупатели в первую очередь смотрят на этикетку, обращая внимание на ингредиенты, дату изготовления и срок хранения товара. А какую еще полезную информацию можно оттуда почерпнуть? На этикетке упакованных пищевых продуктов должна отражаться вся необходимая и, главное, правдивая информация о пищевых свойствах, особенностях и изготовителе товаров.
Выбирайте продукты с понятным названием
Наименование продукта несет в себе чрезвычайно важную информацию. Обращайте внимание не только на короткое и броское название товара, но и на его полный вариант.
В развернутой формулировке производитель указывает подробное и точное описание товара с указанием всех его особенностей и видов обработок.
Чистый вес, объём или количество продукта
Чистый вес, объём или количество продукта - обязательная информация, размещенная на этикетке.
Допускается не указывать массу или объём в тех случаях, когда вес фасованных продуктов при хранении может уменьшаться, а также для продуктов, продаваемых поштучно либо на развес.
Состав продукта
Состав продукта – это сведения об основных компонентах, пищевых добавках, БАДах, ГМО и ароматизаторах, входящих в его состав. Производитель обязан указывать состав, если продукт состоит из двух и более компонентов. Если какой-нибудь ингредиент составляет менее 2% от общего объёме продукта, информация о нем может быть не указана.
Производитель обязан проинформировать покупателя о содержании веществ, которые могут повлиять на здоровье.
Пищевая ценность продукта
Пищевая ценность продукта имеет два основных критерия: калорийность (энергетическая ценность) и содержание питательных веществ. Помните, что для Вашего здоровья лучше, чтобы в продукте присутствовали преимущественно сложные углеводы, ненасыщенные жиры, белок, клетчатка, как можно меньше сахара, насыщенных и трансжиров.
Нарушение условий хранения делает продукты опасными для здоровья
Выбирайте продукты с чётко нанесенными датами производства и истечения срока годности, хранения и реализации. Отдавайте предпочтение продуктам с «выбитыми» на упаковке, а не наклеенными датами.
Срок годности – период времени, в течение которого пищевые продукты остаются безопасными для употребления.
Срок хранения – период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению. Эти сроки исчисляются с даты изготовления продукта и устанавливаются с учётом условий его хранения.
Срок реализации – устанавливается с учётом периода хранения продукта и использования по назначению в домашних условиях. Исчисляется также с даты изготовления.
Условия хранения указываются на товарах, требующих определенной температуры, влажности, светового режима сохранности продукта.
Если информация на этикетке неполная, нечёткая, только на иностранном языке или перекрыта неснимаемыми наклейками, которые затрудняют понимание качества и особенностей продукта – это весомый повод отказаться от покупки!
Информация об изготовителе указывается на этикетке в обязательном порядке, в том числе название предприятия и его полный юридический адрес. Если марка товара иностранная, но изготавливается он в России – должны указываться адреса местных производств и отделений для выставления претензий. Если предприятие готовит пищевые продукты из чужого сырья или полуфабрикатов – изготовителем и упаковщиком продуктов считается именно оно.
Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, также обязательное условие маркировки товара.
Рекомендации по приготовлению блюд обязательно размещаются на концентратах, полуфабрикатах, изделиях, правильное использование которых «без подсказок» затруднено, а неправильное может нанести вред потребителю или испортить продукт. В остальных случаях рекомендации наносятся на этикетку по усмотрению изготовителя.
Назначение и условия применения указываются на этикетках таких категорий продуктов, как детское и диетическое питание, биологически активные добавки.
Информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов размещается на товарах, подлежащих обязательной оценке соответствия, не имеет права обращения на рынке России без наличия одного из знаков: знака обращения на рынке или знака соответствия. К такой продукции относятся: молоко и молочная продукция, рыба и рыбная продукция, зерно, питьевая вода упакованная, масложировая продукция, соковая продукция из фруктов и овощей, мясо и мясная продукция, отдельные виды специализированной пищевой продукции, в том числе диетическое лечебное и диетическое профилактическое питание, иная пищевая продукция.
Если Вы заметили, что маркировка выбранного продукта не соответствует официальным требованиям, сообщите об этом в Роспотребнадзор. Делайте выбор в пользу продуктов с максимально простым и коротким перечнем ингредиентов и понятным составом. При наличии пищевой аллергии или специфических заболеваний обратите особое внимание на присутствие в выбранном продукте аллергенов или нежелательных компонентов.
Каждый год расширяется перечень товаров, которые необходимо маркировать. Рассказываем, какого бизнеса коснутся изменения в 2024–2025 годах.
Купить товар в магазине и быть уверенным, что это не подделка: такие возможности открывает перед российскими покупателями система Честный ЗНАК. С помощью маркировки можно проследить весь путь продукции — от завода до прилавка. Напомним, с помощью маркировки государство борется с контрафактом. На товар наносят уникальный цифровой код в формате DataMatrix. Маркировка гарантирует, что оптовики не закупят подделки, а розничные сети не поставят их на свои полки.
Обязательные требования к порядку маркировки товара, ввод продукции в оборот, оборот и вывод товара из оборота регламентированы Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров».
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации установлен Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». На сегодняшний день обязательной маркировке в системе «Честный знак» подлежат следующие товары:
Важныедедлайны по товарным группам для всех участников оборота собраны в таблице ниже.
Товар |
Производители и импортеры |
Дистрибьюторы, оптовые и розничные продавцы |
|
Пиво, сидр, медовуха, пуаре |
В кегах |
Уже маркируют |
С 15 января 2024 |
В стеклянных и пластиковых бутылках |
Уже маркируют |
С 1 июня 2024 |
|
В алюминиевых банках и любых других упаковках |
С 15 января 2024 |
С 1 июня 2024 |
|
Антисептики |
Уже маркируют |
С 1 марта 2024 |
|
Биологически активные добавки (БАД) |
Уже маркируют |
С 1 марта 2024 |
|
Вода для детского питания |
Уже маркируют |
С 1 марта 2024 |
|
Товары легкой промышленности |
Рубашки, трикотаж, одежда из фетра и искусственного меха, шали, шарфы, спортивные и лыжные костюмы, мужские, женские и детские костюмы и комплекты, пиджаки, брюки, бриджи, шорты, платья и юбки |
С 1 апреля 2024 |
С 1 апреля 2024 |
Детская одежда, нижнее белье, купальники, перчатки, носки, головные уборы |
С 1 марта 2025 |
С 1 марта 2025 |
|
Икра осетровых и лососевых рыб |
С 1 мая 2024 |
С 1 апреля 2025 |
|
Кресла-коляски |
Уже маркируют |
С 1 сентября 2024 |
|
Медицинские изделия |
Обеззараживатели — очистители воздуха, ортопедическая обувь |
Уже маркируют |
С 1 сентября 2024 |
Слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы, изделия, используемые при недержании |
С 1 марта 2024 |
С 1 сентября 2024 |
|
Технические средства реабилитации: трости, ортезы, противопролежневые матрацы и подушки, моче‑ и калоприемники, кресла‑стулья с санитарным оснащением |
С 1 октября 2024 |
С 1 марта 2025 |
|
Медицинские перчатки |
С 1 марта 2025 |
С 1 марта 2025 |
|
Безалкогольные напитки |
Все, кроме соков, морсов, нектаров, напитков на растительном сырье |
Уже маркируют |
С 5 ноября 2024 |
Соки, морсы, нектары, напитки на растительном сырье |
С 1 июня 2024 |
С 1 марта 2025 |
|
Велосипеды и рамы |
С 1 сентября 2024 |
С 1 марта 2025 |
|
Корма для животных |
Сухие |
С 1 октября 2024 |
С 1 сентября 2025 |
Влажные |
С 1 марта 2025 |
||
Ветеринарные препараты |
Вакцины, лекарственные средства, иммунологические продукты, гормональные контрацептивы, имунные сыворотки, кровь животных |
С 1 октября 2024 |
С 1 марта 2025 |
Растительные масла |
В стеклянной и полимерной упаковке |
С 1 октября 2024 |
С 1 ноября 2025 |
В других упаковках |
С 1 февраля 2025
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie |